В Москве начал сворачиваться вендинговый бизнес

В Москве начал сворачиваться вендинговый бизнес

8 апреля, 2025|Кофе, Новости|

К концу года из метро, школ и поликлиник может пропасть половина объектов с кофе, водой и закусками. В Москве приступили к масштабному демонтажу вендинговых аппаратов — в апреле закроется первая тысяча. Они исчезнут из метро, школ, поликлиник и других организаций. В течение полугода собственники готовы закрыть до половины функционирующих аппаратов, то есть не менее 10 тыс., узнали «Известия». Предприниматели столкнулись с резким ростом издержек: в 2025 году им почти вдвое проиндексировали торговый сбор. Поэтому они обратились в Минэкономразвития с просьбой отменить повышение налога в текущем году.

Почему вендинговые аппараты начали убирать

Столичные владельцы вендинговых автоматов приступили к их демонтажу — к концу апреля работу прекратит около 1 тыс. объектов, рассказал «Известиям» председатель правления Союза операторов торговых автоматов (СОТА) Иван Попов. Большинство из них уже уведомили ФНС о том, что их следует снять с учета. Эти объекты по большей части расположены в метро и на социальных объектах — в школах и поликлиниках, а также включены в туристическую инфраструктуру. Они продают снеки, чай, кофе и прохладительные напитки, уточнил эксперт. По его словам, в течение полугода в столице могут перестать работать суммарно до 10 тыс. аппаратов.

Всё дело в том, что столичные власти проиндексировали ставку торгового сбора для этого бизнеса на размер инфляции, что привело к его росту почти в два раза, объясняет Иван Попов. Он напомнил, что торговый сбор в Москве появился в 2015 году, его уплачивают розничные операторы вне зависимости от оборота бизнеса и взимают с единицы объекта раз в квартал. В 2021-м власти распространили сбор и на вендинговые автоматы. А с 2025-го его впервые решили проиндексировать на размер инфляции, применив к нему дефлятор.

На практике для всей розницы инфляция с 2015 по 2025 год выросла почти на 98%, но для наших объектов с 2021-го по 2025-й — на 48%. Мы были уверены, что торговый сбор нам увеличат именно на последнюю величину, но в реальности к нам применили коэффициент начиная с 2015-го, в итоге мы должны уплачивать фактически удвоенный налог почти в 10 тыс. рублей. Это разрушает всю экономику нашего микробизнеса, — рассказал предправления СОТА. — Мы сравнили торговый сбор, который платит средний магазин у дома на 1 кв. м, получается чуть более 440 рублей. Наш показатель в 23 раза больше, но власти нам не могут ответить на вопрос, почему с нас в этом году начали взимать такие суммы.

В феврале СОТА уже обратился с описанием этой проблемы в Минэкономразвития, Минпромторг и столичное правительство. Предприниматели попросили снизить им столь серьезный сбор. Ответ пока пришел из московского департамента экономической политики и развития. Там сообщили, что рассматривают этот вопрос. «Известия» направили запрос всем адресатам.

Иван Попов добавил, что официально на учете в ФНС в столице находятся чуть более 10 тыс. вендинговых аппаратов, еще примерно столько же работают всерую и не уплачивают торговый сбор. Именно они могут остаться на плаву и продолжать работу, остальные не справятся с новым бременем и закроются уже к концу 2025-го, уверен он. Эксперт говорит, что сейчас малый бизнес лишен какой-либо государственной поддержки, и все льготные программы на этот год были свернуты.

Вендинговые аппараты в метро востребованы, они предлагают разнообразие товаров, работают круглосуточно, сказали «Известиям» в столичном метрополитене. Это позволяет покупать продукцию в любое время. Ежедневно пассажиры используют вендинговые автоматы более 40 тыс. раз, добавили там. Насколько справедливы требования бизнеса

В возникшей ситуации нет логики, сказал «Известиям» вице-президент Ассоциации малоформатной торговли Леонид Нестеренко. Дело в том, что дефлятор измеряет годовую инфляцию. И почему его следует применять сразу за 10 лет, совершенно неясно, отметил он.
— Средняя выручка вендингового аппарата составляет до 35 тыс. рублей в месяц, но есть и объекты, которые приносят всего 6 тыс. С новым торговым сбором их работа становится нерентабельной с учетом того, что норма прибыльности этого бизнеса составляет около 10%, — отметил он. — Ситуация также обостряется тем, что, к примеру, стационарные магазины, у которых несоизмеримо большие обороты, с 1 кв. м уплачивают меньший торговый сбор. Пока бизнес надеется решить этот вопрос с помощью федеральных и местных властей, но в перспективе предприниматели рассматривают возможность обращения в ФАС и суд.Действительно, с этого года в Москве вырос размер торгового сбора для предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, в том числе с использованием вендинговых автоматов, сказали «Известиям» в Корпорации МСП.

Нам уже поступил ряд обращений по этой проблематике от предпринимателей, у которых небольшие (до 50 кв. м) торговые павильоны. В ближайшее время мы планируем встречу с профильными коллегами из правительства Москвы и предпринимателями для обсуждения этой темы и поиска оптимальных для всех решений, — подчеркнули там.

В случае кратного роста бремени по уплате торгового сбора необходимо разбираться в деталях. Если он действительно пересчитан сразу за 10 лет в один момент, то такой подход вызывает вопросы, добавил председатель Союза потребителей РФ Алексей Койтов.
По его словам, «такому подходу нет разумных экономических или правовых обоснований».

Если же нормативные акты, определяющие порядок взимания этого сбора, и разрешительная документация на этот вид бизнеса предусматривали, что в последующем возможен пересмотр сразу за несколько лет, то это уже проблема предпринимателей, ведь это они не изучили своевременно нормативную базу, — сказал он «Известиям». — В любом случае создавшаяся ситуация — это повод ответственным лицам внимательно отнестись к расчетам представителей индустрии, перепроверить их, возможно получить консультацию в ФАС.

Эксперт подчеркнул, что это ведомство имеет достаточный опыт оценки финансовых данных компаний: если аргументы бизнеса окажутся обоснованными, то властям стоит пересмотреть свое решение, особенно в контексте оценки размера недополученных сборов и налогов в случае ухода с рынка столь значительного количества объектов, подчеркнул общественник.

Вендинговые автоматы заняли определенную нишу на потребительском рынке, однако сокращение их количества вряд ли будет иметь серьезные негативные последствия, хотя и может доставить отдельные неудобства, сказал «Известия» глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. Там, где наценка на продукцию велика, например залы ожидания аэропортов и другие зоны с ограниченным доступом, этот бизнес остается высокорентабельным, добавил эксперт.

Частичное замещение в этой нише возможно за счет сервисов экспресс-доставки, которые позволяют оперативно удовлетворить любой спрос, обеспечив гораздо более широкий ассортимент, — полагает он. — Между тем закрытие части вендинговых аппаратов может быть и позитивным фактором, например поспособствует сокращению пищевых отравлений.

Он отметил, что не все объекты могут обеспечить надлежащее хранение и реализацию продуктов, которые требуют особых условий. В их число входят, например, готовые блюда.